Перейти к основному содержанию
Сайт психолога Игоря Василевского

Публикация сутр

Тецуген, проповедник Дзен в Японии, решил опубликовать сутры, доступные в то время лишь в Китае.

Книги должны были печататься с деревянных блоков в количестве 7000 экземпляров,— чудовищное предприятие.

Тецуген начал путешествовать и собирать денежные пожертвования для этой цели. Несколько сочувствующих дали ему 100 кусков золота, но в основном он получал малые крохи.

Каждого дарителя он благодарил одинаково. Через 10 лет Тетсуген собрал достаточно денег, чтобы начать выполнять свое решение.

Случилось так, что в это время разлилась река Ую, вслед за наводнением начался голод. Тецуген взял все деньги, которые он собрал для книг, и послал их пострадавшим, чтобы спасти их от голода. Затем он снова начал свою работу по сбору денег.

Через несколько лет по всей стране вспыхнула эпидемия. Тецуген снова отдал все, что собрал, чтобы помочь людям.

В третий раз начал он свою работу, и через 20 лет его желание исполнилось. Печатные блоки, с которых делалось первое издание сутр, и сейчас можно увидеть в монастыре Обаку в Киото. Японцы рассказывают своим детям, что Тецуген сделал три издания сутр и что первые два невидимых издания даже превосходят последнее.

«101 история дзен» в переводе С. А. Кроткова

Урок переговоров от Лао-цзы

Когда человек рождается, он нежен и мягок.
Когда умирает — тверд и груб.

Когда деревья и травы рождаются, они мягкие и гибкие.
Умирают они сухими.

Поэтому твердость и грубость — спутники смерти.
Мягкость и податливость — спутники жизни.

Могущественная армия не победит.
Прочное дерево сломается.

Поэтому жесткость и могущество ниже,
Чем мягкость и податливость.

Лао-цзы. Даодэ-цзин

Точная пропорция

Сен-Но Рикун, чайный мастер, захотел повесить на столб корзину с цветами. Он попросил плотника помочь ему, указывая снизу, куда поместить корзину: немного повыше или пониже, немного вправо или влево, до тех пор, пока не нашел, что она точно на месте.

«Вот теперь она точно на месте»,— сказал наконец Сен Но Рикун.

Плотник, чтобы испытать своего хозяина, отметил место, а затем притворился, что забыл, куда нужно поместить корзину.

«Сюда, а может, сюда?» — спрашивал плотник, указывая различные места.

Но понятие пропорции у чайного мастера было таким точным, что он указал плотнику точно то же место.

«101 история дзен» в переводе С. А. Кроткова

Смысл обнаруживается в каждый отдельный момент

Намерения человека осуществляются в контексте огромной, постоянно меняющейся вселенной, которая, как мне представляется, вообще не имеет никакой цели в нашем понимании этого слова. Природа скорее играет, нежели преследует какие-либо цели, но вероятность того, что она не стремится к цели, не должна восприниматься нами как недостаток. Наоборот, процессы, происходящие в природе, какими мы их наблюдаем как в окружающем мире, так и в естественных проявлениях нашего организма, более напоминают искусство, нежели бизнес, политику или религию. Они наиболее близки искусству музыки и танца, которые разворачиваются во времени, не обусловленные какой-либо целью в будущем. Трудно себе представить, чтобы симфония могла улучшаться по мере ее продвижения к финалу, а цель ее исполнения состояла в том, чтобы достичь этого финала. Смысл музыкального произведения обнаруживается в каждый отдельный момент исполнения и слушания. Тоже самое, как мне думается, происходит с нашей жизнью, если мы чрезмерно поглощены ее улучшением, то можем совершенно забыть прожить ее. Музыкант, которого в первую очередь заботит то, чтобы каждое последующее выступление было лучше предыдущего, может настолько растерять радость сопереживания собственной музыке, что будет в состоянии поразить публику только отточенностью своей техники.

Алан Уоттс. Это — ТО

В мире грез

Каждый день в полдень наш учитель обычно дремал,— рассказывал ученик Сена Саку.— Мы, дети, спросили его, почему он так делает, и он ответил: «Я ухожу в страну грез, чтобы встретить там старых мудрецов, как это делал Конфуций».

Когда Конфуций спал, он видел во сне древних мудрецов и позже рассказывал о них своим ученикам.

«Однажды был очень жаркий день, так что некоторые из нас задремали. Наш учитель побранил нас. „Мы отправились в страну грез, чтобы встретиться с древними мудрецами, как это делал Конфуций“,— объяснили мы.

«Что же вам сообщили мудрецы?» — требовательно спросил учитель. Один из нас ответил:

«Мы ходили в страну грез и встретили мудрецов, мы спросили их, приходит ли сюда наш учитель каждый день в полдень, но они ответили, что никогда не видели такого человека».

«101 история дзен» в переводе С. А. Кроткова

Подписаться на Дзен