Перейти к основному содержанию
Сайт психолога Игоря Василевского

Индивидуальность как инструмент спикера

Я говорила о внешности — не о душе. А это совсем другое дело. Каждый устроен по-своему, и нет человека, который был бы законченным злодеем. Нет и таких, кто сочетал бы в себе все достоинства: красоту, сдержанность, ум, вкус и верность. Каждый хорош по-своему и трудно сказать, кто же действительно лучше. Впрочем, говорить так — значило бы брать на себя слишком большую смелость.

Мурасаки Сикибу. Дневник (1008 г.)

В девяти случаях из десяти при разборе своей презентации на тренинге докладчик начинает с «ошибок» своего выступления. И это является главной ошибкой. Классик японской средневековой литературы Мурасаки Сикибу права: у каждого из нас есть свои сильные стороны. Важно их понимать и использовать на 120%. Это может быть:

  • хорошее образование,
  • уникальный опыт,
  • широкая эрудиция,
  • глубокое знание предмета,
  • дизайнерский талант,
  • работа в известной компании,
  • отличная дикция,
  • внешность и т. д.

Индивидуальность спикера — его важный инструмент влияния. И фундамент для развития презентационных навыков. Нет недостатков — есть возможности.

Фигуры речи оратора

Хотя бизнес-презентации далеки от литературного творчества, я считаю полезным знание и умение спикера пользоваться так называемыми «фигурами речи». Выступление становится более эмоциональным и выразительным. Ниже список наиболее уместных в речи оратора фигур. Конечно, нет смысла помнить название речевой конструкции — главное понять суть.

Что такое характер народа и как его учитывать?

Деятельность по изучению и описанию «характера народа» имеет такой же смысл, как и постановка диагноза среднестатистическому пациенту больницы: увлекательно, убедительно и абсурдно. Что ни понимай под словом «народ».

В компактно и постоянно проживающих сообществах людей возникают специфические традиции и нормы. Но любые традиции, в отличие от характера, со временем меняются (в наше время довольно быстро и радикально) и соблюдаются отдельными представителями в разной степени и всегда по-своему.

Перед предстоящим контактом хорошо изучить «их нравы», но в личном общении лучше ориентироваться на конкретных людей и их представления о прекрасном, нежели на описание «национального характера» из популярной книги.

Ягненок и Волк

Ягненок, убежавший от своего пастуха, пошел к ручью и, демонстративно обойдя Волка, утолявшего жажду, и приготовившись пить, сказал:
— Прошу вас учесть, что вода никогда не бежит туда, где выше, и, следовательно, я не смогу замутить воду, которую вы пьете выше меня по течению, а потому у вас нет никаких оснований убивать меня.
— А я и не знал,— ответил Волк,— что моей любви к бараньей отбивной требуются какие-нибудь основания! — и это был последний аргумент, который услышал недалекий логик.

Амброз Бирс. Фантастические басни

Дэн Кеннеди о допустимых темах для шуток

Когда я только начинал свою карьеру оратора, многие советовали мне никогда не рассказывать шутки или анекдоты, которые могут обидеть присутствующих, и не упоминать о политике, религии и сексе. Довольно скоро я пришел к выводу, что говорить-то больше не о чем, не остается интересных и важных тем. Так что, если вы не рискнете рассказать анекдот, который может кого-то задеть или оскорбить, вам вообще не придется шутить. Если бы я следовал этому совету, я был бы таким вежливым, что на меня никто не обращал бы внимания. Чем больше опыта я набирался, тем более дерзким, язвительным и рисковым становился. В каждом моем выступлении полно острот и шуток, объектами которых выступают либералы, страховые агенты, женщины-консультанты компании «Avon», свидетели Иеговы, академики, водопроводчики и прочие группы населения, которые часто становятся моей аудиторией. Время от времени кто-нибудь жалуется на то, что я его задел, или вообще на мое вызывающее поведение. Тогда я понимаю, что моя шутка попала в цель.

Дэн Кеннеди. Как преуспеть в бизнесе, нарушая все правила

Говорить просто

Взбираясь по ступеням этой языковой иерархии |от живой речи к канцеляриту|, мы достигаем различных уровней некомпетентности в общении. По мере того как слова утрачивают значение, они лишаются своей ценности, а вместе с тем теряют ценность и представляемых ими идей.

Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера

Нужны ли слайдам колонтитулы?

А зачем? Даже в книгах название и имя автора редко присутствуют на каждой странице, а уж номер текущего слайда — последнее, что интересует аудиторию. Внимание публики и жизненное пространство слайда слишком ограничены, чтобы занимать их бесполезной информацией.

P. S. На самом деле, я понимаю, почему (такая возможность заложена в шаблоны PowerPoint) и зачем (желание запомниться) используется колонтитул. Первое — глупо, второе — наивно.

Уроки Facebook

  • Не обязательно быть лучшим, чтобы стать первым.
  • Не обязательно стремиться к удобству пользователей, чтобы владеть крупнейшей клиентской базой.
  • Не обязательно считаться с потребителями, чтобы надежно удерживать свою целевую аудиторию.

Удовлетворенность клиента, репутация компании, «социальная ответственность бизнеса» — малозначительные факторы на фоне значимых издержек переключения (switching costs).

Кризис маркетолога

Про кризис маркетинга пусть пишут профессора, а я как потребитель наблюдаю кризис, в котором находится многочисленная армия маркетологов.

Если при выборе товара ты вынужден искать независимые обзоры и отзывы, это значит, что неизвестный тебе маркетолог не сумел дать внятное и убедительное объяснение преимуществ своего предложения.

Неужели кто-то действительно воспринимает всерьез заявления типа: «Настоящий лидер. Непревзойденная мощность поможет вам узнать на личном опыте, что значит суперсила. Выходите за рамки повседневности»?

Клод Хопкинс и Дэвид Огилви, должно быть, содрогаются от отчаяния и ужаса в своей маркетинговой Вальхалле.

Алексей Каптерев. «Мастерство презентации»

Трейлер этой книги должен был бы начинаться так: «От автора блокбастера „Смерть от PowerPoint“». Сама по себе очень поучительная история и пример того, какого результата можно достичь всего одной презентацией. Безусловно, книга требовала прочтения.

Алексей пишет: «Почему я так ревностно отношусь к теме презентаций? Потому что я ненавижу занудство и знаю, что сам могу быть занудой. На самом деле я и был занудой, когда только начинал, да и сейчас время от времени им бываю, когда копаюсь в каких-то мелких деталях, до которых, по сути, никому нет дела». Это признание автора объясняет достоинства и недостатки книги.

На мой взгляд, если бы «мелких деталей» и лирических отступлений было меньше, книга от этого только выиграла бы. Между идеями появился бы «воздух», фокус стал бы четче, контраст резче, а с единством материала и так все в порядке. Возможно, на мое впечатление повлияло невольное сравнение с книгой Нэнси Дуарте, которую я прочел перед этим.

Обратная сторона «занудства» Алексея — объем материала, который был прочитан, просмотрен и пережит автором в работе над «Мастерством презентации». Самым ценным для меня стало большое количество ссылок на чужие презентации, которые надо увидеть.

Думаю, что для новичков книга Алексея Каптерева «Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир» станет хорошим введением в тему и указателем, куда двигаться дальше.