Перейти к основному содержанию
О психологии без комплексов

Одна из ключевых идей, высказанных Нассимом Талебом в книге «Черный лебедь»: человек с трудом переносит неизвестность, поэтому заполняет вакуум незнания ложными, но успокаивающими его теориями. В книге Майкла Бёрка «Среди дервишей» нашел замечательную иллюстрацию этого процесса.

Автор книги, будучи гостем суфийского центра, увидел странный, ни на что не похожий предмет. Бёрк пишет: «Ассоциации из моего обширного чтения по антропологии, психологии и истории нахлынули в мой ум. Начали складываться построения, возникали полуоформленные теории». Дальше состоялся диалог с одним из обитателей суфийской общины:

— Ты видел Бе-асрар — то, что стоит на камне?
Он, разумеется, знал, что я видел, и что как раз сейчас думал об этом. Я кивнул.
— Ты недоумеваешь, что это такое, и почему оно здесь? Или ты уже решил?
Я сказал, что всё ещё думаю об этом.
— Оно здесь для того, чтобы заставить тебя думать. Оно здесь для того, чтобы ты попытался встроить его в какую-то схему. Оно здесь потому, что оно не значит ничего. Оно здесь, чтобы показать тебе, что ты не можешь связывать всё со всем прочим только потому, что у тебя есть на рупию способность к рассуждению, одна из низших способностей.

А  вот насчет «низших способностей» я категорически не согласен.