Перейти к основному содержанию
Сайт психолога Игоря Василевского

Будь я настоятелем в дзен-буддийском монастыре, то ввел бы в коан-программу «Шлем ужаса» Виктора Пелевина. Вдумчивое прочтение этого произведения гарантирует долгое и устойчивое сатори.

А еще «Шлем ужаса» прекрасно подойдет студентам-психологам для изучения работы человеческой психики:

Словом, продолжал он прежним лекторским тоном, с технической точки зрения правильно сказать, что это пузыри прошлого. А пузырями их называют потому, что в любой момент они стремятся заполнить собой весь объем шлема, не давая появиться там ничему другому и не оставляя ни места, ни возможности для узнавания происходящего. Ткнув указкой в ту часть схемы, где было изображено что-то вроде вертикального змеевика, в который переходили встретившиеся на затылке рога, карлик сказал, что пузыри надежды возникают в затылочной косе после обогащения прошлого в рогах изобилия. Но, поскольку прошлое обогащается исключительно другим прошлым, пузыри надежды не содержат ничего, кроме него, и это просто иное его состояние. Поэтому, вглядываясь в область будущего, Астериск не видит ничего, кроме прошлого. Нижняя часть шлема нужна главным образом для того, чтобы пузыри надежды охлаждались, приобретая весеннюю свежесть и упругий напор новизны. Лопнув на решетке сейчас, они создают давление обстоятельств, которое поднимает прошлое из верхней части шлема во входную камеру рогов изобилия, продавливая его через лабиринт-сепаратор, где возникает поток впечатлений.

Прочитав «Шлем ужаса», Зигмунд Фрейд мог бы решить переквалифицироваться в управдомы.