Перейти к основному содержанию
Сайт психолога Игоря Василевского

Из всех доказательств существования бога самым остроумным мне кажется так называемое «Пари Паскаля». Его суть содержится в старом детском анекдоте:

Урок атеизма в советской школе. Учительница: «Дети, бога нет! Вы согласны?» Дети: «Да!» Учительница: «В таком случае сложите фигу и поднимите руку вверх!» Все ученики, кроме Вовочки, поднимают руки вверх. Учительница: «Вовочка, а ты почему не поднимаешь?» Вовочка: «Если бога нет, не надо заниматься ерундой, а если он есть, зачем вот так сразу портить с ним отношения?»

Паскаль утверждает, что верить в бога более выгодно, чем в него не верить: верующий человек рискует потерять время и силы на религиозные обряды в случае отсутствия бога, но получает возможность обрести «царствие небесное», если бог существует. Даже минимальная вероятность божественного существования оправдывает все издержки религиозной жизни.

А теперь еще одна история (цитируется по книге Петра Люкимсона «Евреи и деньги»):

В Бердичеве сгорели дом и магазин богатого и богобоязненного купца, и тот в одночасье потерял все свое состояние. Взволнованные, удрученные этим событием евреи пришли к бердичевскому ребе Леви-Ицхаку, чтобы найти ответ на мучивший их вопрос.
— Как же так?! — спросили они. — Ведь этот человек всю жизнь делал добрые дела, помогал нуждающимся, давал деньги на ешивы и бедных невест. За что же Творец так покарал его?!
— А кто вам сказал, что Бог его покарал? — невозмутимо ответил Леви-Ицхак. — Просто испытание богатством он успешно прошел. Пришло время пройти испытание бедностью...

Слова бердичевского ребе делают аргументы Паскаля неубедительными. И вот почему. Детей-озорников родители любят не меньше, чем детей-паинек, и бог может, обреченно махнув рукой, что, мол, с них возьмешь, отправить атеистов сразу на небесный курорт, а верующим дать еще одну порцию трудностей для укрепления веры.