Перейти к основному содержанию
Сайт психолога Игоря Василевского

Медитация — с чего и как начать?

Способов медитировать существует бесконечное множество, поскольку опытный практик может превратить в медитацию едва ли не любое свое занятие. Для начинающего же лучше предпочесть что-то попроще.

Динамическая или статическая медитация?

Для старта я бы не советовал динамическую (в движении) медитацию и остановил свой выбор на проверенной классике — наблюдении дыхания в статичной позе.

Индивидуальность как инструмент спикера

Я говорила о внешности — не о душе. А это совсем другое дело. Каждый устроен по-своему, и нет человека, который был бы законченным злодеем. Нет и таких, кто сочетал бы в себе все достоинства: красоту, сдержанность, ум, вкус и верность. Каждый хорош по-своему и трудно сказать, кто же действительно лучше. Впрочем, говорить так — значило бы брать на себя слишком большую смелость.

Мурасаки Сикибу. Дневник (1008 г.)

В девяти случаях из десяти при разборе своей презентации на тренинге докладчик начинает с «ошибок» своего выступления. И это является главной ошибкой. Классик японской средневековой литературы Мурасаки Сикибу права: у каждого из нас есть свои сильные стороны. Важно их понимать и использовать на 120%. Это может быть:

  • хорошее образование,
  • уникальный опыт,
  • широкая эрудиция,
  • глубокое знание предмета,
  • дизайнерский талант,
  • работа в известной компании,
  • отличная дикция,
  • внешность и т. д.

Индивидуальность спикера — его важный инструмент влияния. И фундамент для развития презентационных навыков. Нет недостатков — есть возможности.

Уксус Тосуи

Тосуи был дзенским мастером. Он отказался от формализма храмов и ушел жить вместе с нищими под мостом. Когда он стал стариком, его друг помог зарабатывать ему на жизнь, не нищенствуя. Он показал Тосуи, как собирать рис и делать из него уксус, и Тосуи занимался этим до самой смерти.

Когда Тосуи делал уксус, один из нищих дал ему портрет Будды. Тосуи повесил его на стенку лачуги и сделал на ней надпись: «Господин Амида Будда, эта маленькая комната очень узка. Я могу позволить Вам остаться здесь на время. Но не думайте, что я прошу Вас помочь мне оказаться в Вашем раю».

101 история дзен

Боевое искусство vs. искусство боя

Есть боевые искусства, а есть искусство боя.

Яркий пример первого — кэндо, японское искусство фехтования на мечах. Сложно представить себе ситуацию применения навыков владения самурайским мечом на улицах современного города. Или кюдо, традиционное японское искусство стрельбы из лука. К боевым искусствам сегодня можно отнести большинство известных единоборств Юго-Восточной Азии, хотя зарождались они именно как искусство боя.

Пример искусства боя — крав-мага, система, рожденная в 1930-х годах в еврейской общине Братиславы для защиты от нацистов. Отец крав-мага, Ими Лихтенфельд, многие годы совершенствовал свою систему и сегодня она взята на вооружение силовыми структурами Израиля.

В крав-мага нет философской основы, нет красивых историй о мастерах и учениках, нет красивых техник, нет специальной формы, нет весовых категорий и соревнований тоже нет. Зато есть ясная и четкая цель занятий — довести до автоматизма навыки максимально быстрой и надежной нейтрализации противника в ситуации реального боя, который, если он случится, будет проходить без каких-либо правил и ограничений (упругого татами, скорее всего, тоже не будет).

Показательно, что в крав-мага учат не давать бросить себя на землю, что прямо противоречит техникам всех видов современной спортивной борьбы, например, популярного бразильского джиу-джитсу (не путать с традиционным японским джиу-джитсу).

Искусство боя учит, как не умереть. Боевое искусство учит, как жить. Важно и нужно и то и другое. Главное не путать их между собой и не заниматься самообманом.