Притчи

О силе молитвы

Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону Трёх Святителей. И как были они люди простые, необразованные, то и молились перед сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно и твердили одну эту молитву. Но вот пристали как-то к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а потом поплыли далее морем на своём корабле.

Искусство неспора

Есть известная притча, в которой мастера боевых искусств спросили, как он поступит, если переходя узкий подвесной мост над пропастью, заметит засаду спереди и сзади? Мастер несколько раз сказал, что он не понимает заданного вопроса. В конце концов ученики потеряли терпение:
— Что тут непонятного? Ты на мосту, ты не можешь идти вперед, ты не можешь вернуться, ты не можешь убежать, ты не сможешь справиться с таким большим числом врагов!
— Я не понимаю, как я смогу оказаться в таком положении? — был ответ.

Я долго воспринимал эту притчу буквально: мастер боевых искусств предвосхищает ситуацию и не попадает в засаду. Сегодня я нахожу в этой истории другую мораль: умение избежать спора с клиентом (и спора вообще), целенаправленно выстраивая ситуацию, сложнее и важнее, навыков «преодоления возражений».

Вам синицу или журавля?

В книге «Синергетика и прогноз будущего» (С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. — М.: Эдиториал УРСС, 2003) обнаружил историю, хорошо раскрывающую разницу между инициативами, направленными на развитие системы, и действиями, нацеленными на ее рост:

   С начала 50-х годов однопартийным режимом Тайваня была развернута широкая программа развития высшего образования. Начиная с 60-х годов, каждый третий выпускник школы становился студентом университетского колледжа. Из-за отсутствия собственных университетов значительная часть выпускников была отправлена за государственный счет в вузы США и Канады.
   Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, уже в эти годы число студентов «на душу населения» превышало аналогичный показатель в Великобритании. Все это позволило, несмотря на бедность ресурсов, вывести страну в 80-х годах в число «тихоокеанских тигров». В настоящее время валовой национальный продукт Тайваня превышает четверть этого показателя для громадного Китая. Здесь, как и в ряде других случаев, успешным экономическим реформам предшествовали большие опережающие вложения в образование в сложной экономической ситуации. Эти вложения являлись не следствием, а одной из важных предпосылок успеха.

В большинстве организаций предпочтение отдается физическому росту. Логика проста: больше рынков/продуктов/филиалов означает больше денег. Достаточно взглянуть на  статьи расходов и целевые показатели подразделений и сотрудников.

В свою очередь вложения в развитие — это охота за журавлем, который, возможно, однажды появится в небе. Риски такой охоты велики. Прямо пропорциональны возможному выигрышу.

Управление, сокрытое в листве

Некто предлагает быть требовательным к людям, но я с этим не согласен. Известно, что рыба не будет жить там, где есть только чистая вода. Но если вода покрыта ряской и другими растениями, рыба будет прятаться под ними и разведется в изобилии. Слуги тоже будут жить спокойнее, если некоторые стороны их жизни будут оставлены без внимания. Очень важно понимать это, когда оцениваешь поведение людей.

Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ

Напрасный труд

Один человек после четырнадцатилетней тяжелой аскетической жизни приобрел способность ходить по воде как посуху. Несказанно обрадованный этим, он прибежал к своему наставнику и сообщил ему об этом.
Учитель ответил ему:
— Бедный человек, ты потратил четырнадцать лет тяжкого труда на то, за что перевозчику платят несколько монет.

Рамакришна

Эта лодка тоже пуста

Когда я был молодым, я увлекался плаваньем в лодке. У меня была маленькая лодка, и я в одиночестве отправлялся на ней плавать по озеру. Я оставался в ней в течение многих часов. Однажды я сидел в лодке с закрытыми глазами и медитировал на прекрасную ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударила мою лодку. Мои глаза были закрыты, и я подумал: «Кто-то сидит в лодке, и это он ударил мою лодку». Возник гнев. Я открыл глаза и собрался что-то гневно сказать тому человеку, но понял, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне выплескивать свой гнев? Лодка была пустой. Она просто плыла по течению и ударилась об мою лодку. Мне нечего было делать. Я не мог проецировать гнев на пустую лодку. Я закрыл глаза. Во мне был гнев, но он не имел выхода. Я закрыл глаза и просто поплыл обратно, оставаясь вместе со своим гневом. И эта пустая лодка стала причиной моей реализации. В эту тихую ночь я подошел к некоторой точке внутри себя. Пустая лодка стала моим мастером, моим учителем. И теперь, если кто-то приходит и обижает меня, я смеюсь и говорю: «Эта лодка тоже пуста». Я закрываю глаза и направляюсь внутрь.

История Лин Чи

Конкуренция по-старинке

«Синдбад-наме» Мухаммада Аз-Захири Ас-Самарканди не только образец персидской среднеазиатской прозы XII столетия (первооснова еще более древняя), но и своеобразное бизнес-пособие тех лет.

«Рассказ о слепом старце, купце и ворах» повествует о купце, который узнал, что в одном городе очень ценится сандаловое дерево, решил: «Соберу-ка я весь свой капитал, куплю сандалового дерева, повезу в этот город и продам за хорошую цену. Я наживу солидное состояние и обрету достаток, которого хватит на всю жизнь. И я не буду нуждаться в торговле или других занятиях, буду проводить время в покое и удовольствии, наслаждаясь и отдыхая». Шесть месяцев спустя он со своим караваном был уже на подходе к городу.

Реклама — двигатель торговли, и за пару дней до приезда купца городские глашатаи оповестили жителей о приближении солидной партии ценного товара. Один из местных бизнесменов, торговавший сандалом, понял, какую угрозу его бизнесу представляет иноземец и решил сыграть на опережение. Он вышел из города и, разбив палатку рядом с гостем, разжег очаг, используя вместо дров сандал.

Чужак, привлеченный запахом сандала и пораженный тем, что ценное дерево жгут как дрова, решил, что разорен. Местный торговец, «пожалел» иностранца и предложит продать товар за бесценок. Тот с радостью согласился.

Такие вот котлеры с портерами. Ничто не ново под Луной.

P. S. В конце концов и благодаря помощи местной жительницы купцу удалось избежать разорения.

О времени и беляшах

Однажды пожилой человек начал учить Учителя Ио жизни.
— Почему я должен поступать так как ты мне говоришь? — спросил Ио.
— Потому что я тебя старше! — вскричал пожилой человек.
Тогда Учитель Ио сказал:
— Насыщает не время, проведенное в столовой, а количество съеденных беляшей.

Леонид Каганов. День учителя Ио

Задавайте вопросы!

   Есть один анекдот о женщине, которая беспокоилась из-за того, что ее маленький сын постоянно приносил из детского сада картинки, нарисованные черным карандашом. Солнце на них было черное; дом и цветы тоже были нарисованы черным цветом.
   Наконец она решилась осторожно поинтересоваться:
   — А у вас все ребята рисуют черными карандашами?
   — Нет, — равнодушно ответил сын, — остальные ребята рисуют цветными карандашами.
   Мать обращалась со своей проблемой ко всем соседям и знакомым, и все они как один мрачно качали головой. По их мнению, рисунки свидетельствовали о страхе и подавленности, о нелюбви к себе, неприязни к окружающему миру, аутизме. Мать волновалась все больше и, совсем отчаявшись, спросила у сына:
   — Почему ты все рисуешь чертям цветом?
   — Да потому, — ответил мальчик, — что мой стол стоит дальше всех от коробки с карандашами, и, когда я до нее добираюсь, мне остается только черный карандаш.
   Мораль: задавайте вопросы! Ответ может оказаться куда проще ваших теорий.

Айзек Азимов. Загадки микрокосмоса. От атома до галактики