Перейти к основному содержанию
О психологии без комплексов

Евангелие от митьков как Книга пути и достоинства

Человек с фамилией Шильман — даже если Михаил — имел полное право на написание своей версии Евангелия:

1. Вначале всё было до фени.
2. И до фени было Богу,
3. И до фени был всем Бог.

Его «Евангелие от митьков» передает если не букву, то дух:

Не напрягайтесь ни в жизни своей, ни в помыслах, ибо лишь оттянувшиеся кайфуют.

Такую точность формулировки одобрил бы сам Лао-цзы. А уж как точны психологические характеристики героев:

Понтий не был лохом, но чуваком был гнилым и мажорным.

Евангелие от Шильмана — это ещё и локализованная версия «Дао дэ цзин».

Творит ли искусственный интеллект?

Художественное произведение — это высказывание человека, находящегося в конкретной точке пространства-времени, обладающего уникальным сочетанием знаний, опыта и характера, профессионального взгляда и почерка, сиюминутного настроения и всплеска эмоций. Уникальность помноженная на уникальность. Чёрный супрематический квадрат Казимира Малевича — пример такого высказывания и потому является настоящим произведением искусства.

Компьютерный алгоритм произведёт идеальный квадрат, безупречный каллиграфический символ энсо, убедительный рисунок в манере Рафаэля Санти или хокку в узнаваемом стиле Басё. Но это будет не произведение, а продукт массового производства (пусть и произведенный в единичном экземпляре). Чего-то во всём этом будет не хватать. Человек верующий сказал бы, что не хватает души.

Искусственный интеллект — великолепный инструмент для множества задач (особенно аналитических). Сформированный алгоритмом искусственного интеллекта SEO-текст будет идеален для алгоритма поисковой системы. А для человека? Пока мне представляется, что контент, сгенерированный искусственным интеллектом, предназначен для искусственного же интеллекта. На то он и «контент».

P. S. Сам себе я могу возразить так. Неважно испытывал ли алгоритм эмоции, создавая свое произведение,— важно только то, какие эмоции испытал человек, который это увидел или услышал.

Двери восприятия

Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным.
Уильям Блейк. Бракосочетание Рая и Ада

P. S. Кто только не пытался распахнуть эти двери, и Уильям Блейк, и Олдос Хаксли, и Джеймс Дуглас Моррисон, и Венедикт Васильевич Ерофеев…

Презентация между адом и раем

Режиссер фильма «Экипаж» и автор книги «Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому...» Александр Митта адресует свой труд человеку, «который хочет написать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль». Стало быть, нам с вами, готовящих и ставящих бизнес-презентации с собой в главной роли.

Если кратко:

Захватывающая история — драматическая история. В которой главный герой проходит через череду драматических ситуаций и, прилагая сверхусилия и балансируя на грани неприемлемой альтернативы, преодолевает препятствия на пути к цели.

Главному герою противодействует антагонист и помогает каталист.

В основе рассказа ключевая тема (идея) и сквозное действие героя.

Механика драматической истории:
неожиданное событие изменяет жизнь героя (неожиданность и «скрип лестниц» творят тот самый саспенс) и создает
драматическую ситуацию и конфликт героя и антигероя, что вызывает
драматические переживания героя (от счастья к несчастью, от отчаяния к надежде) и провоцирует
эмоциональное сопереживание герою со стороны аудитории.

Структура истории:

  1. экспозиция и пробуждение интереса,
  2. прогрессия усложнений,
  3. решающая схватка (главная сцена),
  4. кризис,
  5. кульминация и финал.

В схеме «завязка — усложнение — выход» можно описать каждое поворотное событие.

Драма рассказывается языком поступков своих персонажей.

На протяжении истории важно сохранить интригу, заставляя аудиторию вожделеть каждую новую порцию информации и оставляя для финала самое вкусное.

В кульминации важны ключевые визуальные образы (фразы).

Рассказ держится на осевой информации и приобретает достоверность благодаря деталям предполагаемых обстоятельств.

Но, конечно, это мое прочтение книги. Как и мой выбор ключевой фразы:

Дилетант полностью поглощен проблемой самовыражения. А профессионал думает о том, как овладеть вниманием зрителей. Если мы хотим вести аудиторию в нужном нам направлении, мы должны постоянно думать о ней. Полтора часа аудитория сидит в темном зале, и, если о ней не заботиться, внимание каждого зрителя будет вянуть. Вы потеряете зрителей.

Инфографика на клетчатой бумаге

Первоклассная инфографика призвана делать сложное простым (чаще всего ограничиваются визуальной привлекательностью). Отличный пример — задача «Алгебра на клетчатой бумаге» из книги Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная алгебра» (первое издание вышло в 1933 году):

Несмотря на пятидесятивековую древность этой задачи на прогрессии, в нашем школьном обиходе прогрессии появились сравнительно недавно. В учебнике Магницкого, изданном двести лет назад и служившем целых полвека основным руководством для школьного обучения, прогрессии хотя и имеются, но общих формул, связывающих входящие в них величины между собой, в нем не дано. Сам составитель учебника не без затруднений справлялся поэтому с такими задачами. Между тем формулу суммы членов арифметической прогрессии легко вывести простым и наглядным приемом с помощью клетчатой бумаги. На такой бумаге любая арифметическая прогрессия изображается ступенчатой фигурой. Например, фигура ABDC на рис. изображает прогрессию:

2; 5; 8; 11; 14.

Инфографика на клетчатой бумаге

Чтобы определить сумму ее членов, дополним чертеж до прямоугольника ABGE. Получим две равные фигуры ABDC и DGEC. Площадь каждой из них изображает сумму членов нашей прогрессии. Значит, двойная сумма прогрессии равна площади прямоугольника ABGE, т. е.

(АС + СЕ) × АВ.

Но АС + СЕ изображает сумму 1-го и 5-го членов прогрессии; АВ — число членов прогрессии. Поэтому двойная сумма

2S = (сумма крайних членов) × (число членов)

или

S = ((первый + последний член) × (число членов)) ÷ 2.

Пара полезных книг для дизайнера презентаций

Буквально пара книг:

  1. проверенный справочник корректора, например, «Справочная книга корректора» Константина Былинского и Александра Жилина;
  2. авторитетный справочник по правописанию, например «Справочник по правописанию и литературной правке» Дитмара Розенталя.

Для подготовки презентаций на украинском языке рекомендую Довідник коректора. Мартен Феллер, Ірина Квітко, Марія Шевченко. — Харків: Редакційно-видавничий відділ книжкової палати УРСР, 1972.

И да будут ваши презентации грамотно написаны и правильно сверстаны!

«Эффект Медичи» в поиске инновационных идей

То, что на пересечении культур и дисциплин рождаются прорывные идеи и ломаются парадигмы, не новость. Междисциплинарный подход — это когда 1 + 1 = 3. Книга Франса Йоханссона «Эффект Медичи» описывает «механику» этого процесса.

    Из книги вы узнаете:
  • Что такое ассоциативные барьеры?
  • Как поставить случайность себе на службу?
  • Почему важен баланс между широтой и глубиной идей?
  • Почему мозговой штурм лучше проводить дистанционно?
  • Почему стоит остерегаться больших денег?
  • Как именно ($/t/ψ) надо готовиться к поражениям?
  • Почему «чемодан без ручки» надо бросать?
  • Когда старые связи мешают?
  • Почему, если все хорошо, это плохо?

В поиске идеи для рвущего шаблоны проекта? Начните с «Эффекта Медичи».

Фрейд о биографиях

Воистину ласковость этого мира смешана с жестокостью. Уже целых две недели использую любые свободные полчаса на писание благодарственных писем, вроде при сем приложенного образца — несколько слов или фраз после подписи, почти всегда надуманных и вымученных, и только лишь сегодня, в первый день приятного празднества, взялся за письмо к Вам, напуганный угрозой, что Вы хотите стать моим биографом. Вы, дела которого и получше и поважнее, Вы, которому дано ставить на карту королей и взирать на безжалостное безумство людское с высокой башни. Нет, уж слишком я Вас люблю, чтобы это допустить. Становящийся биографом обязывается лгать, утаивать, лицемерить, приукрашать и даже прикрывать свое непонимание, так как биографическая правда недоступна, а если бы и была доступна, была бы неиспользуема.

Зигмунд Фрейд. Из письма Арнольду Цвейгу (31.05.1936)

Как улучшить презентации? Научитесь жонглировать!

Жонглер манипулирует несколькими предметами, спикер «удерживает в воздухе» идеи, образы, иллюстративные материалы и технические средства. А главное — оба не столько работают с булавами или информацией, сколько с вниманием аудитории.

Чем полезно жонглирование спикеру? Жонглирование тренирует умение одновременно видеть общее и частное, учит сочетать расслабленность и концентрацию, развивает оба полушария головного мозга. А еще является приятной формой активного отдыха.

Начать жонглировать можно с помощью книги Майкла Гелба и Тони Бьюзена «Научитесь учиться или жонглировать» (Lessons from the Art of Juggling, by Michael Gelb and Tony Buzan). Я и раньше немного умел жонглировать, но благодаря этой книге понял свою главную ошибку: важно не то, как вы ловите предмет, а то, как вы его бросаете.

Меньше — больше

Во времена оные, ещё до исторического материализма музыка распространялась посредством переписывания на бобины и кассеты записей, добытых у приятелей и дальних знакомых. Лучший вариант, конечно, был — отдаться в руки в пиратов. Но…

Но компакт-кассеты были и в дефиците, и в цене, особенно «фирменные» (мы же не будем в серьезном разговоре, как наш, упоминать МК-60?!). Услуги пиратов тоже стоили денег, а потому выбор, что именно записать на с трудом добытые кассету и сбережения, был очень непрост. Поэтому…

Поэтому сделанные записи прослушивались со всей ответственностью и осознанностью. Несмотря на качество используемой аудиотехники (не путать Audio-Technica!) и самой записи. Тот самый теплый и почти ламповый звук!

Звуки, мелодии и ритмы зарубежной эстрады нынче в полном доступе. Послушать можно всё, что угодно. Бесплатно и даже без пиратов (прошу не забывать, что «глобальное потепление, землетрясения, ураганы и другие стихийные бедствия являются прямым следствием сокращения числа пиратов с XIX века»!), однако…

Однако! …

Однако, «это вам не это!»

Ограниченный доступ рождал осознанный спрос.

Изобилие привело к небрежности и поверхностности.

Чем меньше, тем…

Тем больше. Тем глубже. Тем сильнее.