Искусство

Где находятся истоки европейской цивилизации?

Точно не в христианстве. Разумеется, христианство оказало серьезное влияние на ход европейской истории. Вспомнить хотя бы Святую инквизицию. Но родилась современная Европа в Греции, и вот как об этом пишет в очерке «Эволюция и сущность атомного века» классик естествознания Макс Бор:

В этот первый, естественный, период истории Европа не играла какой-то особой роли, которая позволяла бы отличить ее от других континентов: у нее были свои войны и мирные договоры, свои короли и герои, свои конституции и революции, философии, религии, искусства и науки, а также все, что обычно им сопутствует. Лишь один феномен возвысил в то время Европу над хаотическим потоком событий всемирной истории — появление греков. Это они породили свободное независимое мышление, стремящееся к изучению природы, мира вне всякой связи с непосредственными практическими потребностями. Именно это привело к новым, глубоким открытиям в математике и естественных науках. Сделанные тогда открытия были погребены в последующие века, но они были снова обнаружены тысячу лет спустя, когда в Европе начался подлинный расцвет.

Igor Vasilevsky чт, 10/19/2017 - 20:06
«Как продать за $12 миллионов чучело акулы»

Великолепная книга! Именно так: «великолепная» и восклицательный знак в конце. Прочесть работу Дональда Томпсона об арт-бизнесе — изысканное удовольствие. Более для меня доступное, чем современное искусство, о котором рассказывает автор. Мир коллекционеров, художников, дилеров и заправляющих парадом аукционных домов показан, как он есть: и жизнь, и слезы, и любовь причудливая помесь ярмарки тщеславия и фондового рынка. Самая увлекательная глава посвящена аукционным торгам. Вот где поле для исследований когнитивных психологов.

И главный вопрос: что делает произведение рук человеческих «высоким искусством»? Все просто:

Что праздновали присутствующие? Нефтяные деньги покупателя? Триумфальную победу его «я»? Его эстетический вкус? Новую рекордную цену, зачастую намного превосходящую ту, что просила еще сегодня утром галерея за углом за аналогичную работу? Когда опускается аукционный молоток, цена становится эквивалентом ценности; это установленный факт, вписанный в историю искусства.

Дональд Томпсон. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах

Igor Vasilevsky вс, 10/15/2017 - 19:12

Об этике и эстетике

Фильм Эдварда Цвика «Последний самурай» (The Last Samurai) произвел на меня сильное впечатление. Труд костюмеров, операторская работа Джона Толла, музыка Ханса Циммера и игра Кэна Ватанабэ складываются во впечатляющее действо. История о том, как капитализм бесцеремонно разрушает вековые традиции, вызывает сочувствие и симпатии к гордым и бесстрашным самураям. В основе фильма лежат реальные события, но есть кое-что важное, оставшееся за кадром.

До середины XIX столетия Япония представляла собой отсталую аграрную страну. С 1636 года попытка покинуть пределы государства каралась смертью. Даже жители разных регионов не могли торговать друг с другом. Существовали многочисленные запреты и ограничения, препятствующие развитию предпринимательской деятельности и накоплению капитала. Политика «разделяй и властвуй» помогала сёгуну более двух веков удерживать единоличную власть над страной. Жизнь простого человека ничего не стоила. Достаточно сказать, что самурай имел право опробовать клинок новой катаны на прохожем.

Реставрация Мэйдзи открыла дорогу частному предпринимательству и на протяжении жизни одного поколения вывела Японию в число стран с развитой экономикой. Свободная торговля одержала верх над закрытостью и косностью. Жертвой этой победы стала изящная и гармоничная «экосистема» самураев. Но, будь я не самурайского сословия, то выбирая между протестантской этикой и самурайской эстетикой, я безусловно выбрал бы первое. Несмотря на свое восхищение текстом «Хагакурэ».

Может показаться странным, но Куба ассоциируется у меня с Японией. И не потому, что это тоже островное государство. Сегодняшняя Куба, как когда-то Япония, является закрытой страной, подчиненной власти сёгуната Кастро. В сердцах левых образ Острова Свободы рождает ностальгию об ушедшей эпохе и преждевременную скорбь «о Кубе, которую они потеряют, когда режим падет». В их словах будущая Куба предстает счастливым и невинным созданием в руках жадного и циничного дельца. Скорее всего, так и будет: пятизвездочные отели, супермаркеты, современные автомобили и разгул потреблятства. Но, я думаю, если простого кубинца поставить перед выбором протестантской этики или советской эстетики, он выберет первое. Второе хорошо для туриста.

Что хорошего было в СССР?

Я совершенно не испытываю ностальгии по советской эпохе, но кое-что из советской действительности мне было хотелось видеть в настоящем времени:

Об ограниченности научного метода

Моя «пропаганда» научной формы познания мира иногда вызывает упрек: «Разве можно все измерить и постичь логикой? Ведь существует же и область сверхчувственного восприятия!» Вопросы «сверхчувственного» и «экстрасенсорного» восприятия надо обсуждать не со мной, а с психиатром. А вот тезис, что не все постигается разумом и с помощью логики, я принимаю. Соглашаюсь и признаю, что рационализм и скептицизм полезны и хороши, но не всегда и не везде.

Например, красоту женщины постигаешь без применения разума. В ее присутствии разум просто отказывается работать.

Igor Vasilevsky ср, 10/11/2017 - 19:42

Брайон Гайсин о живописи

Еда и живопись сделались пластмассовыми приблизительно в одно и то же время, и по схожим причинам. Перенаселенность. Нас слишком много. Нас миллионы и миллионы, поэтому всем не может хватать хороших вещей, и мы подсовываем миллионам людей какие-то нелепые пластиковые жетоны.

Брайон Гайсин. Здесь, чтобы уйти

Об искусстве

Необходимо помнить, что любое искусство имеет магические корни — музыка, скульптура, литература, живопись — а под магическим я понимаю то, что должно приводить к вполне определенным результатам. Произведения живописи изначально были формулами, используемыми для того, чтобы нарисованное произошло. Искусство само по себе не является целью, оно не более чем эйнштейновская формула перехода материи в энергию, которая тоже не является самоценной.

Наивные вопросы об авторском праве

  • Если цель авторского права — поощрение творчества и стимулирование «экономики знаний», то почему бенефициаром чаще всего выступает посредник, а произведение не становится общественным достоянием после смерти автора?
  • Если книгу или фильм можно купить и дать другому человеку почитать/посмотреть, почему нельзя сделать то же самое с электронной копией книги или фильма?
  • Если государство тратит деньги на закупку лицензионного программного обеспечения, почему бы не направить эти деньги на развитие программ с открытым кодом?
  • Если софтверные гиганты выступают за честн

Об авторском праве

Увы, но свою собственную фотографию здания нельзя использовать в коммерческих целях без разрешения правообладателей. Речь идет о так называемой «свободе панорамы», возможности фотографировать и свободно распространять изображения защищённых авторскими правами объектов архитектуры, находящихся в общественных местах. От страны к стране нормы закона меняются, но денег за просмотр пока еще нигде не берут. Куда только смотрят защитники авторских прав и интеллектуальной собственности?!

Пирс об искусстве и порядке

Хотя порядок и необходим искусству, однако посредственное искусство страдает как раз от избытка порядка. Плохой поэт неизбежно рифмует «любовь» и «кровь». Мы уже заранее знаем следующее слово, штампованную фразу до того, как прочтем их.

Джон Р. Пирс